Прошло лето, пришел сентябрь. Малышу пора в школу… Начинаются хлопоты, и в конце концов заботливые родители отправляют ребенка в первый класс. Какие его ожидают трудности, с какими проблемами придется столкнуться родителям? На практике выясняется, что ежегодно тяга к учебной деятельности у большинства детей ослабевает буквально после первого дня обучения. Что же делать?
Содержание статьи:
1. В чем суть проблемы?
2. Не хочет учиться
2.1. Стимулирование учения
2.2. О других причинах негативного отношения к учению
2.3. Как правильно выстроить отношения
3. Почему подросток не желает учиться
3.1. Доверие к подростку — залог его хорошей успеваемости в школе
3.2. Проблемы обучения в старших классах
4. Несколько слов о родительском одобрении
- В чем суть проблемы?
- Не хочет учиться? Как же так?
- Стимулирование учения
- О других причинах негативного отношения к учению
- Как правильно выстроить отношения
- Почему подросток не желает учиться?
- Доверие к подростку — залог его хорошей упеваемости в школе
- Проблемы обучения в старших классах
- Несколько слов о родительском одобрении
В чем суть проблемы?
Для начала следует разобраться в причинах сложившейся ситуации. Стремление к получению знаний и любознательность в детях заложены самой природой. А что же дает система образования, каковы требования к малышам? Ведь педагоги и родители желают видеть послушных детей, которые смогут с легкостью воспринимать огромное количество информации, к тому же, не высказывая личного мнения.
Конечно, ребенок с этим положением вещей не хочет соглашаться. И это естественно. Давайте вспомним свое детство: со всеми ли методиками преподавания предметов мы были согласны, нравились ли нам все преподаваемые дисциплины? Новые образовательные программы предлагают свежие идеи и технологии, однако проблема нежелания учиться проявляется уже в начальных классах.
Не хочет учиться? Как же так?
К проблеме нервозности у детей в период школьного обучения родители подключают специалистов. Для того, чтобы работа психолога дала положительный результат, необходимо своевременно и точно выявить причину негативизма к учению. Какие факторы влияют на формирование у детей неприязни к школе:
- значительная часть изучаемых предметов не вызывает у малыша устойчивого интереса;
- необходимость соблюдения ежедневного режима: раннее вставание, многочасовые занятия, каждодневное выполнение домашних заданий;
- особенности отношений в новом коллективе;
- сложности с процессом освоения какого-либо предмета;
- несложившиеся отношения c педагогом;
- низкий уровень мотивации.
Стимулирование учения
Несложно понять малыша, который отказывается учиться. Перед посещением школы родители описывали обучение как захватывющее занятие, а оказалось, что учиться не так-то и приятно. Поэтому у ребенка первые впечатления и ожидания сразу исчезают. Что же остается? Многочасовые занятия, режим и страх получения низких оценок за знания. Это вызывает у детей неприязнь и нежелание посещать школу. Родители оказываются в недоумении, многие обращаются к психологу.
Первая помощь в таких случаях — повышение мотивации к обучению. Взрослые знакомы с этим термином: для них работа — это не только возможность зарабатывания средств, но и способ повышения самооценки и достижения поставленных задач и целей.
Стимулы в школе действуют недостаточно эффективно. Конечно, отличные оценки приносят детям удовлетворение, но ведь не все дети способны ориентироваться на результат, требующий времени, например, на окончание школьного обучения с отличием. Для основной части детей ежедневные занятия кажутся ненужными.
В вопросе стимулирования обучения огромная роль отводится родителям, которые должны на собственном примере отношения к работе показать ребенку важность учебы в дальнейшем развитии человека. Поставив учебу на один уровень с работой взрослого человека, можно у ребенка сформировать чувство ответственности и понимание серьезности учения.
Малышу-«бунтовщику» необходимо разъяснить, например, в сравнении с компьютерной игрой, что для того, чтобы перейти на новый уровень, нужно преодолеть предшествующие уровни в игре. Так же и в учебе: успех зависит от каждого преодоленного этапа.
О других причинах негативного отношения к учению
Нередко бывает довольно сложно точно определить, какова же причина неприязни к учению в школе. Внимательно присмотревшись к проявлениям ребенка, можно выяснить некоторые факторы:
- физические и эмоциональные нагрузки (занятия вне школы, негативные семейные отношения и т.д.);
- высокий уровень ответственности. Это не дает ребенку своевременно расслабиться, и он постепенно устает и утрачивает интерес к учебе;
- происходящие перемены, если ребенок перешел в другой класс, например, или произошла смена в режиме уроков;
- постоянная замена учителей.
Как правильно выстроить отношения
Советы психолога родителям заключаются в следующем:
- Не давить на малыша. Когда в семье доверительные отношения между детьми и родителями, преодоление проблем происходит более безболезненно;
- Станьте другом своему ребенку. Некоторые родители придерживаются того мнения, что с детьми нельзя разговаривать на равных. В то время, как дитя нуждается в дружеском отношении к себе. Ведь малыш не станет скрывать свои мысли и чувства от лучшего друга;
- Отношение должно быть заботливым в любом случае, даже когда у ребенка возникли проблемы с учебой. Малыш не должен чувствовать, что в связи с неудачами в школе, родители стали к нему хуже относиться.
Почему подросток не желает учиться?
Как правило, в начальной школе ребенок успешно преодолевает образовательную программу, а к подростковому возрасту утрачивает к ней интерес. Не находя возможности наладить контакт с детьми, которые уже подросли, родители оказываются в непростой ситуации.
Специалисты-эндокринологи полагают, что среди множества других причин отказа от учебы, особое место занимает недостаток йода, что негативно отражается на правильной работе щитовидной железы. Такая проблема приводит к развитию невнимательности и рассеянности, нарушению формирования нагладно-образного мышления.
В каких продуктах содержится йод
Минимальное потребление йодосодержащих продуктов, удаленность проживания от морского побережья также влияет на работу систем организма, что отрицательно сказывается на обучении в школе. 200 мкг — такова суточная норма содержания йода для детей подросткового возраста. Поэтому необходимо включить в рацион подростка йодированную соль, а также давать препараты йода по назначению специалиста.
Доверие к подростку — залог его хорошей упеваемости в школе
Для того, чтобы микроклимат в семье, где есть подросток, был благоприятным, придерживайтесь некоторых советов психолога:
- Не сравнивайте подростка с другими детьми и их успехами. Такие параллели весьма болезненны для ребенка;
- При приготовлении домашних заданий ненавязчиво подсказывайте подростку, что целесообразнее начинать со сложных заданий, не указывая конкретно, в каком порядке приступать к выполнению заданий;
- Находите компромиссные решения в отношениях с подростком: обсуждайте время для выполнения домашних заданий, отдыха и развлечений, избегая точных временных ограничений.
Проблемы обучения в старших классах
В старших классах суть проблемы плохой успеваемости смещается, в основном, в область отношений между сверстниками. Здесь старшеклассники встречаются с агрессией и непониманием одноклассников. И все же основной причиной считается сложившееся у ученика мнение о бессмысленности посещения неинтересных уроков.
Большинство детей к этому периоду уже определяются, кем они будут и что хотят делать. Родители нанимают репетиторов по необходимым для продолжения учебы вне школы предметам, и остальные дисциплины оказываются для ребенка невостребованными. Следовательно, неинтересными и скучными.
Кроме того, у старшеклассников меняется отношение к видам деятельности, которые их по-настоящему интересуют. Это спорт, танцы, музыка… Занятия в школе отходят на второй план.
Почему у одних все получается, а у других нет
Родителям важно со стороны контролировать эти процессы. Заметив, что ваш ребенок погружен в свои мысли, о чем-то мечтает, вы непременно должны поинтересоваться его мыслями и увлечениями.У ребенка должна быть уверенность в том, что вас интересуют не только его оценки, но и то, что его волнует. Ему нужна ваша поддержка и рекомендации. Очень важно постоянно контактировать с ребенком и иметь доверительные отношения.
В школьные годы следует правильно объяснить ребенку, насколько необходимы знания по самым разным предметам для развития и достижения успеха в будущем.
Несколько слов о родительском одобрении
При наличии проблемы отрицательного отношения ребенка к обучению психологи советуют не отчаиваться и не опускать руки. Важно изменить свое отношение к сложившейся ситуации. Детям младшего школьного возраста необходимо чувствовать положительное отношение родителей, важно понимать, что в любом случае родители на их стороне.
Подростковый возраст характерен тем, что дети стремятся к реализации собственных целей, а родительское одобрение постепенно отходит на дальний план, оставаясь, однако, важным и необходимым компонентом в дальнейших жизненных ситуациях.
Отношения необходимо строить таким образом, чтобы не нарушить ту грань, где встречаются контроль и возможность самостоятельного развития и планирования деятельности. Мотивируйте к обучению без устрашения, пренебрежения и тотального контроля.
Когда суть отношений родителей и детей сводится лишь к процессу обучения в школе, ребенок начинает утрачивать интерес, понимая, что родители интересуются только его успеваемостью. Не пропустите основные моменты детско-родительских отношений: интерес к чувствам, эмоциям, увлечениям вашего ребенка. Отношение родителей ко всем сферам жизни ребенка должно быть гармоничным, с предпочтениями к определенному, важному для данного этапа жизни виду деятельности.
Причин негативного отношения ребенка к учебе много. Создавайте у детей уважительное отношение к процессу умственного труда. Пусть такое отношение станет частью семейной культуры. Только в этом случае важность и востребованность получения знаний для школьника станет процессом спонтанным, увлекательным и продуктивным.
У нас малышка не хотела в школу ходить из-за того, что не усваивала информацию…это ее очень расстравивало. А все дело было в плохой памяти….ну начали по совету педиатра давать витамишки мульти+каждый день на завтрак теперь бутерброды с печенью трески- и знаете-казалось бы, такие простые средства- а сработало!Сейчас одни пятерки со школы приносит))